Корзина 0 позиций
На сумму 0 руб.
Войти   Регистрация
(по России звонок бесплатный)
     
Официальный интернет-магазин «ХСН». Экипировка для рыбалки, охоты и туризма, от производителя.
    
Официальный интернет-магазин «ХСН».
Экипировка для рыбалки, охоты и туризма, от производителя.
Закрыть

Эстетика классической охоты или жизненный путь зверописца

19.08.2021

Последние два десятка лет в мире растет интерес к русскому искусству. В выставочных залах и аукционных домах заметную часть экспозиций традиционно составляют произведения охотничьей тематики: охота испокон веков была одним из самых популярных занятий на Руси, а для аристократии она давно уже превратилась из промысла во времяпровождение и часть образа жизни. При этом творения, посвященные охоте и вдохновленные ею, мы находим у самых известных российских литераторов, художников, скульпторов. И если о знаменитостях написаны тонны статей, то другим достался иной удел. О них пишут нечасто.

Эстетика классической охоты привлекает с каждым годом все больше и больше людей. Со временем конечно же изменился и охотничий стиль. С годами отработанные модели одежды, приняли современный облик, удовлетворяющие всем требованиям охотников. Это костюмы компании ХСН Tracker, которые отшиваются в самых популярных и необходимых расцветках. Будь то расцветка «Лес», «Саванна» и уже полюбившаяся расцветка «Олива». Костюм объединил в себе не только современные технологии, но и многолетний опыт в конструировании охотничьей экипировки.


Меж тем российские литераторы, художники, скульпторы оставили большое и достойное наследие, с которым сегодня можно встретиться на выставках и аукционах. Одним из таких художников рубежа XIX-XX веков был Евгений Александрович Тихменёв (1869-1934).

Сын пехотного полковника царской армии, впоследствии дослужившегося до генерал-майора, он не смог пойти по стопам отца: по состоянию здоровья оказался «совершенно неспособен» к армейской службе. Зато оказался весьма способен к наукам: хорошо учился и осенью 1891 года поступил в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, куда к тому времени очень удачно в связи с повышением перевели отца. Отчасти, как дань семейным традициям, он стремился заниматься батальной живописью, активно учил матчасть, брал уроки у лучших преподавателей академии и ведущих баталистов того времени, в том числе у Богдана Павловича Виллевальде, одного из корифеев жанра. О рвении и усердии молодого Тихменёва свидетельствуют полученные им малая и большая серебряные поощрительные медали за рисунки натурщиков: в академии подобные награды доставались, как правило, долгим и тяжелым трудом.


Однако в 1894 году Евгений оставил академию. Точных сведений о причинах подобного шага нет. Возможно, дело было в финансовых затруднениях семейства. Однако вероятнее всего, что в основе лежало стремление молодого художника заняться сольной карьерой - он мог полагать, что за эти годы уже изучил основы и теперь может посвятить себя творчеству и зарабатывать собственным трудом. К тому же увлечение охотой, которому он был весьма подвержен практически с детских лет, давало весьма богатый источник сюжетов для вдохновения. Подготовка в батальных классах Академии художеств открывает прекрасные возможности и для штатского анималиста («зверописца», как тогда говорили). Умение убедительно изображать анатомию и пластику животных и людей, лесные дебри и поля с опушками было одним из основополагающих навыков такой специализации.

В результате в последнее десятилетие XIX века Тихменëв весьма успешно продавал свои картины, правда, не с выставок в залах академии, а через петербургские книжные и букинистические магазины. Стоили его работы в среднем 30-50 рублей (по тем времена весьма не мало для начинающего автора) и хотя не баловали разнообразием сюжетов, были весьма популярны у покупателей. Они понятным языком рассказывали о знакомых вещах: охоте с гончими, струнке волка, взятии медведя на берлоге…


После нескольких лет путешествий по стране (в основном связанных с охотничьими поездками) Тихменёв набрался опыта и заматерел. Он вернулся в столицу в начале нового, ХХ века с объемным багажом набросков и этюдов, много работал, старался не пропускать выставок не только в Петербурге, но и в Москве. Среди дошедших до нас названии его картин из выставочных каталогов того времени мелькают многочисленные знакомые названия и термины - лисы, лоси, рыси, тетерева, струнка, берлога, поиски... Медведь вообще стал для него одним из любимых, практически тотемных персонажей картин, а связанные с охотой на него сюжеты - одними из самых популярных. Полные драматизма картины не всегда показывают триумф охотника над зверем: среди них попадаются и сюжеты с трагической развязкой, когда медведь мог оказаться сильнее и быстрее.

Любопытно, что в отличие от многих коллег - художников Тихменёв практически не работал на заказ: как он считал, это могло привести к зависимости автора-творца от вкуса и требований заказчиков. Естественно, с участием в выставках и ростом популярности цены на его картины поднялись, появились постоянные покупатели, благожелательные отзывы в печати, его работы воспроизводились в «Ниве» (тогдашний аналог «Огонька») и других популярных изданиях. Самостоятельно реализацией картин он давно не занимался, а использовал услуги посредников тех, кого сегодня называют арт-дилерами.

Революцию Тихменёвы, несмотря на дворянское происхождение, встретили и пережили вполне благополучно. Племянник художника, избравший для себя карьеру военного летчика, преподавал в авиационном училище в Ленинграде. Именно с переводом этого учебного заведения в Оренбург в 1928 году связан переезд туда художника вместе с семьей брата (собственной он так и не обзавелся). Какое-то время Евгений Александрович трудился в местном доме Красной Армии, однако эта деятельность оказалась весьма однообразной, рутинной и в силу большого объема утомительной Поэтому вскоре местом его работы становится местный краеведческий музей, для которого он исполняет несколько произведений на тему революции и гражданской войны (так ему уже в зрелые годы очень пригодилось обучение в классе батальной живописи). Самое известное из них - «Бой на реке Салмыш» - иллюстрирует одну из самых драматичных страниц битвы за Южный Урал. В последние дни апреля 1919 года после этого сражения захлебнулось и было повернуто вспять наступление белых на Оренбург.

Хотя здоровье было уже не то что в прежние годы, Тихменëв продолжал охотиться и запечатлевать увиденное на холсте. Он искренне любил и прекрасно знал природу и неоднократно побеждал в спорах с критически настроенными сослуживцами племянника на тему того, правильно ли написаны те или иные животные и растения, будь то уссурийские тигры, ловчие птицы или травы бескрайних казахских степей. Он принимал участие в деятельности Оренбургского отделения Ассоциации художников революции, однако, несмотря на очевидное превосходство в классе и опыте, на руководящие позиции не претендовал и ограничивался участием в дискуссиях. Его картины были представлены на выставках АХР в 1930 и 1932 годах.

Меж тем здоровье художника, которое и в молодые годы не позволило ему избрать, согласно семейной традиции, карьеру военного, становилось все хуже. В конце жизни он много болел и практически не выходил из дома. Тихменëв скончался осенью 1936 года шестидесяти пяти лет отроду в кругу близких - не самый, в общем-то, худший финал Для решившего после революции остаться на родине сына генерал – майора царской армии. Его работы продолжают радовать нас и сегодня - в музеях, в том числе в ставшем художнику родным Оренбурге, на выставках и аукционах не только в России, но и за ее пределами.

Подборка оружейных чехлов


Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 
Корзина 0 позиций
На сумму 0 руб.